Вторая часть записок о написании диалогов для игр и не только ПИШЕМ ДИАЛОГ: РЕПЛИКИ И ПОДТЕКСТ Давайте посмотрим на один странный диалог, точнее, кусочек диалога. Место действия: уличная забегаловка, где встретились непримиримые враги - двое молодых мужчин. Хороший парень: Ты - злодей, прекрати преследовать мою любимую. Плохой парень: Нет, я не прекращу. Хороший парень: А я всё равно хочу, чтобы ты прекратил! Плохой парень: А мне всё равно, что ты этого хочешь! Уходи! В чём проблема этого диалога? Вроде бы есть и конфликт, и сильные цели сторон, и даже некоторое развитие. Но выглядит и звучит ужасно. Проблема в том, что это не реплики. Это голый, неприкрытый подтекст. Представьте, что реального человека в тёмном переулке поджидают двое вполне реальных бандитов. Их первоначальная цель: запугать жертву, чтобы чуть позднее она без всяких лишних телодвижений отдала свой кошелёк. Будут ли они свою цель озвучивать? Вряд ли. Они заговорят с жертвой, например, о погоде или попросят огоньку, но их интонации, мимика и телодвижения в контексте самой ситуации создадут нужный им подтекст “Не рыпайся, хуже будет!”, и уже этот подтекст будет выполнять их цель. Дело в том, что цели героев реализуются не на уровне реплик, а на уровне подтекста. Означает ли это, что в жизни мы не говорим чистым подтекстом? Нет, не означает. Ситуация выше неординарна, а в обыденности мы зачастую преследуем слабые цели, сложные составные цели или цели, связанные лишь с передачей информации. В таких случаях мы фактически озвучиваем подтекст. “Не подскажете, сколько сейчас времени?” означает желание узнать время. А как быть с сюжетными играми и художественными произведениями? В прошлый раз мы говорили о том, что повествование в них острее и концентрированнее жизни. Для них подойдёт сцена в тёмном переулке, но не подойдёт бессмысленная болтовня ни о чём с приятелем в баре (если только это не специальный приём). Получается, в таких произведениях всегда надо разделять реплики и подтекст? Не совсем так. Да, если вы пишете пьесу, киносценарий или кат-сцену для игры уровня Witcher 3 или GTA V, то в 99% случаев реплика и подтекст будут различаться. В таких формах повествования живые или анимированные актёры передадут зрителю ваш подтекст и цели персонажей через невербальные формы: выражение глаз, мимика, интонации, громкость и ритм голоса, паузы и т.д. - в соответствующих обстоятельствах. Потому что реплика “Ах ты, мерзавец!”, произносимая по- разному, может выражать как презрение, так и искреннее восхищение умом и изворотливостью партнёра по диалогу. Но из этого правила есть несколько исключений. Во-первых, в отчаянной или особо напряжённой ситуации, когда взаимопонимание критически важно, персонажи озвучивают подтекст. И “Не прыгай!” означает именно призыв не прыгать. Во-вторых, большая дистанция между репликой и подтекстом требует определённых интеллектуальных усилий от персонажа. Следовательно, глупые или неразвитые персонажи тоже склонны выражаться подтекстом: “Моя хотеть еда!”. В-третьих, эта дистанция сильно зависит от жанра повествования, и в детском мультфильме или ситкоме она гораздо меньше, чем в реалистической драме. А как быть в ситуации, когда зритель или игрок читает текст диалога и не получает невербальные сигналы? Каждая ситуация здесь требует отдельного решения. Если контекст и обстоятельства ситуации очевидны и однозначны, то можно разделить реплику и подтекст, придав диалогу глубину. Но в большинстве случаев обстоятельств недостаточно для ясной картины, а автор заинтересован в максимально быстром усвоении диалога. Тогда вместо реплик пишите подтекст, но сделайте этот подтекст максимально похожим на живые реплики, причём короткие, ёмкие и остроумные. * * * Напоследок попробуем переделать ужасный диалог, приведённый в начале, в форму, подходящую для кат-сцены с анимированными актёрами. Обратите внимание, насколько отличаются формальный смысл реплик и подтекста! Хороший парень: Какая встреча! А ты бледный стал, совсем на улицу не выходишь (подтекст: ты - злодей, прекрати преследовать мою любимую) Плохой парень: Вот вышел оплатить счёт за услуги телефонной компании. На пару месяцев вперёд (подтекст: нет, я не прекращу) Хороший парень: Слушай, а почему бы тебе заодно не оплатить вперёд услуги дантиста? (подтекст: а я всё равно хочу, чтобы ты прекратил!) Плохой парень: Он мне без надобности. А вот тебе бы пригодился, у тебя пара передних вот-вот выпадут (подтекст: а мне всё равно, чего ты там хочешь! Отвали!) Обратите внимание: этот диалог имеет смысл, только если вы понимаете ситуацию и получаете подтекст через невербальную составляющую. А теперь сделаем диалог для чтения. Заметьте, что реплики здесь - это всего лишь переформулированный подтекст. Хороший парень: Слушай сюда. Ещё раз позвонишь ей - пожалеешь (подтекст: ты - злодей, прекрати преследовать мою любимую) Плохой парень: Ты что-то там вякнул? Я не расслышал (подтекст: нет, я не прекращу) Хороший парень: Тебе уши прочистить? Отвали от неё, козёл! (подтекст: а я всё равно хочу, чтобы ты прекратил!) Плохой парень: Чего орёшь, больной, что ли? Надоест, тогда и отвалю (подтекст: а мне всё равно, чего ты там хочешь! Отвали!) В этом случае подтекст и цели персонажей на виду, и диалог понятен без посторонней помощи.

Теги других блогов: игры диалоги подтекст