ПИШЕМ ДИАЛОГ: ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ
Чтобы разобраться, зачем в диалогах цели, сравним диалог в художественном произведении (к которым я причисляю сюжетные игры) и разговор в реальной жизни.
Диалог и разговор - принципиально разные вещи, пусть и выглядят похожими. Диалог в целом короче, острее, содержательнее и событийнее, чем соответствующая по смыслу беседа, которая могла бы происходить в реальной жизни. Почему так происходит? Прежде всего, из-за вышеупомянутых целей.
Всё, что мы делаем в реальной жизни, имеет какую-либо цель. Ведение разговора тоже целенаправленно, каждый участник преследует в нём свои цели, но дело в том, что далеко не всякая цель в разговоре подойдёт для диалога.
Например, диалогу как правило не подходят “вялые цели”, типичные для участников разговора: убить время, расслабиться, получить энергетическую подпитку, понравиться, выговориться... Диалог характеризуют острота и концентрированность действия, для которых требуются, во-первых, сильные цели, а во-вторых, ощутимые усилия по реализации этих самых целей.
Нам также не подходят строго неконфликтные цели, ведь диалогу нужна борьба. А, чтобы такая борьба возникла, участникам нужно создавать друг для друга препятствия. Если цель одного участника - жениться на партнёре, а другого - выйти замуж за партнёра, они быстренько договорятся, и диалога не будет. Но, если второй участник, например, уже замужем и хочет, отказав, сберечь хорошие отношения с партнёром, рождается конфликт и диалог. Также могут помочь сильные препятствия и помехи, корректирующие цели: например, оба хотят жениться друг на друге, но оба слишком застенчивы, чтобы первыми заговорить о действительно важном. Или, например, один из партнёров плохо владеет языком.
Нам не подходят и неумеренно сложные цели, ведь зритель или игрок должен понимать, к чему стремятся стороны диалога. Хотя бы подсознательно.
Как придумать или сформулировать цели для участников диалога? Цель должна быть простой, логичной, важной и сильной: изучить партнёра, запугать, соблазнить, наказать, произвести сильное впечатление, обхитрить или самоутвердиться за счёт собеседника. Цели участников диалога должны противоречить друг другу или же, как минимум, ситуация и партнёры должны создавать друг для друга препятствия. Цели должны быть неизменными - кроме тех случаев, когда некий важный факт или событие изменяют цели партнёров. Ещё цель должна быть способна звучать в каждой или почти каждой реплике участника диалога.
Далее, цели не обязательно должны выполняться, но они должны казаться выполнимыми участникам диалога в данных конкретных обстоятельствах. Молодой человек вряд ли будет просить девушку на свидании прыгнуть с крыши, чтобы доказать свою любовь, хотя при определённых условиях этого может попросить от парня девушка. Но, обратите внимание, девушка не преследует цели убить или покалечить парня, ей нужны доказательства его чувств, то есть её удовлетворит его готовность к действию, а не само действие.
Как правило, цели в диалоге рождаются из сочетания предыстории и текущих обстоятельств. Но автору очень выгодно определить и осознавать эти цели. Дело в том, что, комбинируя обстоятельства, можно создать такие цели, которые сделают диалог неординарным, ярким и запоминающимся, но при этом в пределах художественной правды.
***
Приведу пример: заключение важной сделки между компаниями. В реальной жизни это будет довольно скучный на взгляд постороннего разговор с множеством унылых технических подробностей. Даже если между компаниями есть фундаментальный конфликт интересов. Как решить проблему?
Давайте изменим цели и обстоятельства. Например, одна из сторон абсолютно уверена, что их собираются кинуть и мысленно готова применить силу. А другая сторона идёт на сделку “со всей душой”. Тогда вместо сухого делового общения мы получим завуалированные угрозы и неприязнь с одной стороны и усердные попытки перевести разговор в дружеское русло с другой.
Или одному из руководителей очень понравилась девушка с противоположной стороны, а у второго руководителя на кону его репутация и даже жизнь. Тогда один будет напирать на неделовое общение, пытаясь произвести впечатление как мужчина, а другой воспринимать это как нервирующую помеху и постепенно закипать.
Или сделка нелегальна, и в любой момент может нагрянуть полиция, и вообще все на нервах и с оружием за пазухой. Или одна из сторон абсолютно неопытна, а вторая этим незаметно, но нагло пользуется. Или стороны связывает давняя, тайная, в глубине души ещё не преодолённая вражда. Или сделку приходится заключать при нежелательных свидетелях.
Потренируйтесь. Подумайте, как оживить посиделки в кафе двух школьных приятелей. Сплетни на скамейке четырёх старушек. Бытовую, малозначительную ссору мужа и жены.