Первый шаг на пути к созданию персонажа. Простой и полезный. БАЗИС ПЕРСОНАЖА: УМ, ВОЛЯ И ЧУВСТВО Как рождаются персонажи? Каждый автор ответит на этот вопрос по-своему. Один откидывается на спинку кресла и перебирает в уме знакомых и родственников в поисках подходящего прототипа. Другой идёт на улицу или в кафе и начинает активную охоту за характерами среди случайных незнакомцев. А третий не придумывает их вообще: он вписывает в историю безликие заготовки и следит за тем, как в процессе действия они обретают плоть и индивидуальность... Есть разные пути. Но сегодня речь пойдёт о ключевом выборе, который всегда полезно ставить перед собой в начале работы над характерами. О выборе базиса персонажа. Спросите себя, что из нижеперечисленного движет вашим героем. УМ Если возвести этот базис в абсолют, то таким персонажем движет исключительно холодный разум. К любому вопросу он подходит логически, анализируя причины и последствия своих и чужих слов и поступков, “поверяя алгеброй” не только гармонию, но и всё подряд. При этом он не обязательно обладает высоким интеллектом, а также не обязательно осознаёт свою сфокусированность. Таким базисом в высокой степени обладают типажи: университетский лектор, чёрная вдова, частный детектив или хитрый придворный. Альтернативами (а не противоположностью) уму в традиционном понимании являются сильная эксцентричность и даже безумие. Сюда можно записать: царей-сумасбродов, цыганских гадалок, вахтёрш и злых гениев. Противоположностью уму на самом деле является глупость, и она также может служить базисом. Глупостью движимы типажи: парень из деревни, блондинка или старый пень. ВОЛЯ Волевые персонажи склонны к решительному и полноценному удовлетворению собственных желаний. Благодаря сильной воле они ломают препятствия силой, быстро ли, медленно ли, преодолевают собственную слабость, воздерживаются от искушений, могут сопротивляться сильному влиянию и способны оказывать такое влияние сами. В чистом виде волевые персонажи встречаются редко. Как правило, они нуждаются во вторичном базисе: уме или чувстве. К типажам с уклоном в волю относятся: заботливая бабуля, властный генерал, эффективный продажник и секьюрити. Логичной противоположностью воли является безволие. Как и воля, нуждается в дополнительном базисе. Безвольными являются: муж-подкаблучник, невинная монашка и гастарбайтер. ЧУВСТВО Самый распространённый базис, в том или ином виде встречается у всех персонажей. Обычно героями владеет целый спектр чувств, но что-то одно всегда доминирует, является лидирующим: любовь, страсть, зависть, страх… Чувства необязательно должны затмевать мысленное или волевое начало в герое, но они зачастую указывают направление для работы ума или волевого усилия. Примеры соответствующих типажей: жадный богач, популярная красотка, религиозный фанатик, кровожадный пират... Истинная бесчувственность как противоположность чувству встречается довольно редко, зато в искусстве очень распространена временная бесчувственность, осознаваемая и нет. Такая бесчувственность может быть следствием психологической травмы и выражаться, например, во временном усилении базиса Ум. *** Как использовать базисы? Они помогают сузить круг поиска прототипа. Например, вы решаете, что ваш протагонист невероятно умён, но безволен, зато антагонист более волевой и испытывает жгучую зависть. Это ещё далеко не характеры, но это важный первый шаг к ним. Экспериментируйте с базисами, смешивайте их в разных пропорциях, при необходимости гиперболизируйте их или обращайте в свою противоположность. А в качестве разминки понаблюдайте за окружающими: какой у них доминирующий базис? В чём он выражается и как отразился на жизни этого человека? А какой доминирующий базис у вас?