О том, почему всегда полезно носить с собой блокнот и ручку.
Или, на худой конец, приложение для заметок на телефоне. Наверное, рано или поздно к этому приходит каждый сценарист. В первую очередь - самые умные, во вторую - самые жадные, кому особенно жаль терять бесценные идеи.
Хотя относится всё нижесказанное не только к сценаристам.
1. Человеческая память ненадёжна, даже самая тренированная. Продумываешь беспрецедентный сюжетный твист с гибелью возлюбленных на “Титанике”, и вдруг тебя отвлекает коллега со своими ничтожными, не стоящими твоего внимания проблемами. И всё. Ты с трудом вспоминаешь, о чём думал всего пару минут назад, а все почести в итоге получает какой-то там Кэмерон. А ещё есть естественные рассеянность и забывчивость. Вечером всё продумали, а к утру все крупные и малые факты выветрились в форточку.
2. Даже если ваш мозг превосходно запоминает факты, зачастую он отсеивает связи между ними как малозначительную составляющую. И в этом проблема, так как факты обычно должны быть выстроены в систему. Потеряли связи - потеряли систему - фиаско, все ваши факты бессмысленны. Затопление корабля и история любви сами по себе значат мало, здесь важно, что любовь зародилась на корабле и пережила гибель одного из влюблённых вместе с ним.
3. Записывая, вы освобождаете голову. Кто бы что ни говорил, объём памяти ограничен. Освободив голову, вы ощущаете расслабление и открытость для новых впечатлений и мыслей. Держа всё в голове, вы тем самым изолируете её от входящей информации. Более того, загруженная голова тревожит, может даже лишить сна. А ещё загруженная голова отражается на выражении лица, а с кислым лицом ходить невежливо. Вспомните лицо героини Кейт Уинслет на ужине с женихом Каледоном.
4. Записанная информация менее субъективна, чем речь. Не просто так киностудии требуют сценарии в письменном виде. Да, тем самым они избегают излишних потерь времени, ненужного общения и бесконечных вопросов: “Почему нет, это же гениально?!”. Но дело ещё и в том, что текст красноречив в своей однозначности. Речь человека состоит не только из информации, но и интонаций, подтекстов, эмоций и прочей шелухи. Текст - это чистая, отфильтрованная информация. И правильный текст гарантирует вам правильное восприятие.
5. Записанная информация помогает вам взглянуть на неё более пристально, проанализировать сильные и слабые места, найти несостыковки. Вы гораздо быстрее поймёте ценность идеи или найдёте важную ошибку. Например, Джек говорит Розе о вещах, которых в 1912 году ещё не существовало (озеро Виссота или американские горки на пристани Санта-Моника). Такие моменты всегда имеет смысл заранее записать и внести в список проверки исторической достоверности.
6. Записанная информация - это физически ощутимое свидетельство проделанной работы. Мысли мимолётны, но запись гораздо весомее. Вы понимаете, что долгое время работали не зря. И ваш босс тоже поймёт, когда согнётся под тяжестью распечатанного сценария. Или когда будет пять минут подряд листать Word-документ с предысторией Руфи, матери Розы.
7. Процесс формулирования развивает мышление сценариста. Умение найти удачную формулировку крайне важно в нашем деле, и развивается оно в первую очередь при работе с текстом. Более того, сценарист говорит устами других персонажей, и он должен уметь формулировать мысль с различных позиций. Последняя фраза умирающего Джека должна кардинально отличаться от последней фразы умирающего, допустим, Шрека.
8. Наглядность записанной мысли даёт толчок воображению, помогает эту мысль развить и запускает ассоциативный ряд. Зачастую записанный поток бессвязных слов становится первой ступенькой на пути к успеху и со временем превратится в историю, сравнимую масштабом с тем же Титаником, Аватаром или Чужим. Даже если мысль не идёт дальше сейчас, это совсем не причина не вернуться к ней позднее.
***
Вывод очень прост: записывайте всё. Даже маловажное, даже третьестепенное. Пригодится. Вам ведь не жалко бумаги, верно?