ВОЗМОЖНО ЛИ ПОВЕСТВОВАНИЕ БЕЗ СЮЖЕТА?
Есть ли повествование у тетриса? У пасьянса? У игры “крестики-нолики”?
Никто не будет спорить, что оно есть в художественной литературе, в театральной постановке, в кинофильме или в комиксе. В них есть некая история, развивающийся во времени осмысленный конфликт, который авторы рассказывают читателю или зрителю. Тогда получается, что далеко не во всех играх есть повествование: оно есть, например, в “Ведьмаке” или “GTA”, но тот же тетрис и практически все карточные игры им не обладают.
Но давайте на минуточку вспомним о живописи. Есть ли повествование в ней? С точки зрения кино или романа - нет. Ведь, даже если художник заложил в произведение некую историю, она не разворачивается во времени. Или всё-таки разворачивается? Оказывается, ответ зависит от зрителя: один похвалит сходство картины с натурой, другой отметит проникновение взгляда художника за пределы иллюзорной реальности, третий оценит композицию, перспективу, подбор цветов и прочие стороны мастерства автора... А четвёртый почувствует и расскажет сам себе историю.
Откройте, скажем, “Смотрины” Неврева или любую картину передвижников. Представьте, что это первый, последний или промежуточный кадр некой истории. Можете ли вы рассказать эту историю? Вполне. Более того, эта история будет для вас особенно ценна, ведь это ВАШЕ творение.
А как насчёт классической музыки? Можно просто закрыть глаза и наслаждаться звучанием. А можно в последовательности звуков услышать историю. Особенно, если автор уже дал подсказку вашему воображению с помощью названия: “В пещере горного короля”, “Зимний путь” или “Реквием”.
Попробуйте, это очень увлекательное занятие!
Так как насчёт игр? Они довольно близки к живописи и музыке: главное повествование в них - это не история, заложенная авторами, а история, рождённая воображением игрока. Часто заложенное повествование присутствует и помогает личному повествованию игрока (как в сюжетных играх и интерактивных кино), но бывает и по-другому. Следовательно можно увидеть в “крестиках-ноликах” лишь абстрактную тренировку сообразительности, а можно спросить себя: почему это именно крестики и нолики? Почему крестики соперничают с ноликами за территорию? Почему к победе приводит выстраивание их в ряд?
С этого начинается история. Герои есть, конфликт тоже есть, действие во времени разворачивается - всё на месте.
Почему в тетрисе сгорают заполненные ряды? Почему вместо удобных квадратиков нам дают фигуры причудливой формы?
Почему дама в пасьянсе “Малое пианино” всегда стремится занять место между королём и валетом? Почему цвета чередуются? Льюис Кэрролл, например, в “Алисе в стране чудес” придумал свою историю на эту тему.
По-видимому, повествование есть во всех играх. Но это повествование игрок додумывает себе сам. Просто иногда толчок работе воображения даёт встроенный сценарий, а иногда - игровые механики.
Как вы думаете, а какое повествование можно придумать для домино? Для покера? Для боулинга?